IgorVetushko / Depositphotos.com
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном ГРБС, в ведении которого находится это учреждение. ГРБС определяет для своих подведомственных учреждений форму бюджетной сметы, сроки ее представления, согласования и внесения изменений. В Классификатор нарушений, выявляемых Казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, включены целый ряд нарушений порядка формирования бюджетной сметы, за которые применяется административная ответственность по ст. 15.15.7 КоАП:
отсутствие обоснования/ расчетов плановых сметных показателей, отсутствие необходимых документов для составления бюджетной сметы; завышение/занижение доходной или расходной части бюджетной сметы; невнесение или несвоевременное внесение изменений в бюджетную смету; несоответствие показателей бюджетной сметы объему доведенных бюджетных ассигнований и ЛБО.
Как минимум половину из указанных нарушений выявили проверяющие при проверке казенного учреждения в случае, рассмотренном судьями двух инстанций. Так, школой не были соблюдены правила формирования бюджетной сметы:
сама смета составлена не по форме, установленной главным распорядителем, – при том, что муниципальный бюджет формируется на три года, смета составлена учреждением только на один год, соответствующих граф для показателей планового периода в ней не было, отсутствовало и необходимое количество разделов, предусмотренных ГРБС; не сформированы обоснования плановых показателей к смете; бюджетная смета утверждена до даты фактического доведения учреждению соответствующих ЛБО.
Утвердил смету руководитель учреждения – его и оштрафовали по ст. 15.15.7 КоАП.
Попытка оспорить штраф в суде и убедить судей в малозначительности правонарушения оказалась безуспешной.
Судьи признал штраф правомерным и подчеркнули: в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей и игнорировании требований бюджетного законодательства. Отсутствие негативных последствий от неверно составленной сметы не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения (Решение Краснобаковского райсуда Нижегородской области от 17 марта 2021 г. по делу № 12-3/2021).
Точно к такому же выводу, напомним, приходил и Верховный Суд РФ, рассматривая схожее дело о привлечении к ответственности руководителя учреждения – он утвердил смету всего за день до получения лимитов.
И даже когда обязанности по составлению сметы закреплены в должностных обязанностях кого-то из работников, виновным суды все равно признают руководителя учреждения, поскольку именно он утверждает “неправильную” смету. Пример такой ситуации – в деле о смете без обоснований плановых показателей, которое мы также освещали в новостях.