© massonforstock / Фотобанк Фотодженика
Даже если закрепленное за учреждением имущество не используется, оно все равно является объектом налогообложения одним или несколькими имущественными налогами. А осуществление налоговых платежей в такой ситуации – достаточно частая претензия проверяющих. В этой связи при проведении годовой инвентаризации уделите особенное внимание оценке соответствия имущества понятию “актив” и организуйте списание неиспользуемых по причине непригодности объектов. Если же признанный “неактивом” объект еще имеет полезный потенциал, но не используется по причине, например, несоответствия уставной деятельности учреждения, следует инициировать его передачу в казну. Ведь даже не отвечая критериям актива в учреждении, такое имущество по-прежнему входит в состав активов соответствующего публично-правового образования, а обладая полезным потенциалом, по решению органа по управлению имуществом вполне может быть передано в оперативное управление и использоваться другим учреждением. Соответствующие разъяснения давал Минфин России.
Да, инициатива учреждения здесь стоит на первом месте, но важно, чтобы и собственник государственного / муниципального имущества (точнее, орган, осуществляющий права собственника) понимал свою обязанность принять имущество в казну публично-правового образования. Иначе придется решать вопрос через суд…
Несколько лет назад в оперативное управление учреждению было передано имущество. Однако за это время учреждение никак не использовало объект, поскольку его назначение не соответствует уставным целям деятельности учреждения. Денег на содержание этого имущества учредитель не выделял.
Учреждение неоднократно обращалось к собственнику имущества – органу по управлению имуществом с просьбой изъять объект из оперативного управления. Но собственник отказал, мотивируя это тем, что изъять объект в казну возможно лишь одновременно с принятием решения о дальнейшем использовании такого имущества, а вот кому его передать, пока не решено.
Учреждение посчитало, что собственник незаконно уклоняется от изъятия лишнего, неиспользуемого имущества, и обратилось в суд. Суд поддержал его и обязал собственника принять объект в казну.
В силу норм Гражданского кодекса назначение имущества, закрепляемого за учреждением, должно соответствовать целям его деятельности. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Кроме того, право оперативного управления имуществом может быть прекращено по основаниям, оговоренным для прекращения права собственности. Одним и таких оснований является отказ от своих прав на имущество. В рассматриваемом случае учреждение фактически не может использовать спорный объект и, по сути, отказывается от права оперативного управления. Более того, прекращение права согласовал его орган-учредитель. В такой ситуации ссылка собственника на отсутствие решения об ином использовании имущества неправомерна – в ГК РФ нет такого основания для отказа.
Добавим, что несколько лет назад Верховный Суд РФ в определении от 10 июля 2018 г. № 307-ЭС18-2637 также приходил к выводу о возможности прекращения права оперативного управления путем отказа учреждения от закрепленного за ним имущества. При этом, как заметил суд, орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует его использовать.