petrkurgan / Depositphotos.com
На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта “Нематериальные активы” и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” и статью 103 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ “О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации”.)
Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно “поднять” на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию N 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 “Нематериальные активы”, 104 00 “Амортизация”, 106 00 “Вложения в нефинансовые активы”, 114 00 “Обесценение нефинансовых активов”, веден новый субсчет 111 60 “Права пользования нематериальными активами”. Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.
Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, “поднимать” такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с “забаланса” и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с “забаланса” на баланс, – в нашем специальном Обзоре.
Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся…
Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще. Прекратить начисление амортизации нужно и по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, – если с 2021 года они классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования. Но для этого нужно четко разобраться с условиями лицензионных договоров, иных документов, на основании которых получены неисключительные права.
А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.
Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.
А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:
Условия контракта (ст.1296 Гражданского кодекса)
Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?
Кто сможет пользоваться неисключительными правами на на объект?
Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику
Заказчику
Исполнитель
Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)
Исполнителю
Заказчик
Исключительное право – в некотором роде аналог права собственности на вещи в отношении результатов интеллектуальной деятельности – заключается в возможности его обладателя по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам его использование, при этом может быть передано или продано.
Как видим, разработчик/ исполнитель может получить исключительные права только в том случае, если мы сами ему предоставляем ему такую возможность – условиями контракта. Принимая во внимание принципы, на которых основана бюджетная система, расходы бюджета на создание НМА должны быть обусловлены необходимостью выполнения участниками бюджетного процесса (в данном случае – органа власти) возложенных функций/ полномочий с использованием созданных НМА и направлены на получение активов в целях использования их полезного потенциала (письмо Минфина России от 16 декабря 2020 г. № 02-07-10/110365). Информационные ресурсы и прочие РИД необходимы органам власти для обеспечения функций – своих и подведомственных учреждений, а потому важно, чтобы направленные на создание НМА средства не были списаны “впустую”. . Однако на практике зачастую оказывается, что пренебрежительное отношение к составлению контракта приводит к тому, что потратив бюджетные деньги, орган/ учреждение имеет лишь неисключительную лицензию, не позволяющую ему в полной мере распоряжаться полученным РИД.
Конечно, вовсе не значит, что орган власти всегда должен получать только исключительные права. Но поскольку с этого года будет уделяться особое внимание тому, насколько законно и эффективно расходуются средства, предоставленные на создание нематериальных активов, то получив неисключительную лицензию нужно быть готовым обосновать причины, по которым исключительное право на созданный актив не осталось за заказчиком – органом власти или учреждением.
Это означает, что в рамках внутреннего контроля должен быть проведен дополнительный анализ условий контрактов, предполагающих получение результатов интеллектуальной деятельности, чтобы четко понимать, что и на каких условиях мы в итоге будем принимать к учету. В любом случае с 2021 года по контрактам, по которым предусмотрено получение РИД, расходы должны привести к появлению на балансе соответствующего актива – в учете у органа власти/ учреждения должен появиться один из аналитических счетов счета 106 00:
Какие права на РИД получаем по условиям контракта?
Где учитываем расходы?
Где учитываем актив после формирования первоначальной стоимости?
Исключительное право
106 0N “Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)”; 106 0R “Вложения в опытно- конструкторские и технологические разработки”; 106 0I “Вложения в программное обеспечение и базы данных”; 106 0D “Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности”
Счет 102 00 “Нематериальные активы”
Простая (неисключительная) лицензия на право пользования
Счет 106 60 “Вложения в права пользования нематериальными активами”
Счет 111 60 “Права пользования нематериальными активами”
Еще раз подчеркнем: списание расходов, связанных с получением РИД, на финансовый результат по счету 401 20 недопустимо – все указанные расходы должны “пройти” через счет 106 00 и сформировать стоимость актива!
Обратите внимание: мы акцентируем здесь внимание на условиях 2021 года, поскольку с 1 января 2022 года начнет действовать новая специальная статья Гражданского кодекса, предусматривающая особый порядок закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта. Специальные правила предусмотрены для:
РИД, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности; РИД, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта за счет средств федерального, регионального или местного бюджета.
Причем во втором случае исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный за счет бюджетных средств, будет принадлежать соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, в частности, если:
РИД необходим для предоставления государственных/муниципальных услуг либо осуществления соответствующих функций; Исполнитель в течение 12 месяцев с даты приемки работ по такому контракту не предпринял действий по признанию за ним исключительного права на РИД.
То есть со следующего года вне зависимости от того, будет ли обладатель исключительных прав на РИД определен в контракте или нет, они будут закреплены за публично-правовым образованием при соблюдении вышеперечисленных условий. В остальных случаях контрактом можно будет предусмотреть совместное с исполнителем владение исключительными правами.
Заметим, что в указанных поправках в ГК РФ речь идет о направленных на создание НМА бюджетных средствах. То есть формально это финансирование, выделяемое получателям бюджетных средств – органам власти и казенным учреждениям. Субсидии же с точки зрения Бюджетного кодекса не являются бюджетными средствами. Поэтому пока остается открытым вопрос о расходах на создание НМА, произведенных бюджетными и автономными учреждениями за счет средств соответствующих субсидий: насколько правомерным будет рассматривать их в качестве бюджетных средств в контексте новых норм ГК РФ. Это тем более принципиально в связи с вступлением в силу в конце 2020 года изменений в законодательство о науке и образовании. Согласно поправкам учреждения образования и науки смогут входить в уставный капитал хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении/внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Тем не менее, пока новые нормы ГК РФ не заработали в полную силу, для АУ и БУ наиболее безопасным, пожалуй, будет предусмотреть в контрактах на создание РИД закрепление исключительных прав за собой и, соответственно, принять к учету вложения в НМА на счете 106 0Х.
Еще один важный момент – регистрация результатов интеллектуальной деятельности и лицензионных договоров. ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии их государственной регистрации. Перечень охраняемых РИД закреплен в ст. 1225 ГК РФ, и к ним относятся в том числе программы для ЭВМ и базы данных. Обладатель исключительного права в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать ее в Роспатенте. И во избежание возможных претензий на исключительные права органа власти/ учреждения на такие активы, лучше все-таки это желание проявить и подать документы на регистрацию. А вот при заключении лицензионного договора о предоставлении права использования программного продукта, государственная регистрация не осуществляется.
В отношении иных объектов интеллектуальной собственности требования ГК РФ отличаются. Поэтому для решения вопроса о необходимости регистрации исключительных прав и прав по лицензионным договорам целесообразно привлечь специалистов юридической службы органа власти/ учреждения.