siraanamwong / Depositphotos.com
Произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение, получили название “сиротские” произведения, или орфанные (от англ. Orphan – сирота). Законодательство не содержит такого определения, не определяет правовой статус таких произведений и не регламентирует возможность их использования. Однако проблема стоит достаточно остро: юридическое сообщество и представители творческой сферы высказывают озабоченность вопросами гражданского оборота “сиротских” произведений. Разберемся, можно ли использовать “сиротские” произведения, а также узнаем, какие законодательные нововведения предпринимаются в отношении произведений без автора.
“Сиротское” произведение еще называют произведением с недоступным правообладателем – чаще всего произведение остается без автора в случае его кончины, но есть и другие причины, по которым автор недоступен: он может быть жив, но сменить местоположение, отмечает Сергей Зуйков, управляющий партнер ООО “Зуйков и партнеры”. Более того, не все авторы зарабатывают на использовании своих произведений: кто-то может не знать или не задумываться о такой возможности, подчеркивает эксперт. Отличие “сиротских” произведений от тех, у которых есть автор в том, что во втором случае устанавливается срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора, при этом у “сиротских” произведений срок действия авторского права может не истечь, но при этом автора найти невозможно.
МНЕНИЕ
Ксения Даньшина, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia:
“В силу отсутствия нормативного закрепления понятия “сиротского” произведения и допустимых способов его использования практика взыскания компенсации за использование таких произведений в России является довольно редкой.
В качестве редкого примера можно привести Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 мая 2016 г. по делу № 2-3468/2016, в котором суд присудил компенсацию фотожурналисту – автору использованной в областной газете фотографии. В свое оправдание ответчик (газета) указывал, что при использовании спорной фотографии добросовестно исходил из того, что ее автор неизвестен (о чем и указал в публикации), а сама фотография была взята из открытого источника. Суд встал на сторону истца и частично удовлетворил требования, присудив компенсацию в размере 40 тыс. руб. за нарушение авторских прав, а также 5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
Одним из ключевых прецедентов в этой области в зарубежной практике является американское дело 2015 года Authors Guild v. Google. В этом деле американская гильдия авторов заявила о нарушении авторских прав компанией Google посредством сканирования, цифровизации и доведения до сведения широкой публики печатных изданий без согласия авторов (так называемая программа Google Book Library Project). Дело не было разрешено по существу, поскольку Google заключила мировое соглашение с истцами, по которому приняла на себя обязательство выплатить компенсацию за уже отсканированные произведения, предусмотреть систему отчислений в отношении книг, которые будут отсканированы в будущем (в том числе систему удержаний в специальный фонд в случае сканирования “сиротских” произведений), а также предоставить авторам и издателям возможность отказаться от участия в программе цифровизации”.
На тематическом мероприятии “IPQuorum 2021: Tech for Content” президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев высказал мнение, что основная проблема отсутствия механизма регулирования использования “сиротских” произведений заключается в растущем спросе на продукты творческой индустрии. Идею необходимости регламентировать механизм использования таких произведений поддержало креативное экспертное сообщество: отсутствие автора или возможности связаться с ним затрагивает работу музеев, библиотек, культурных центров и тех, кто с ними сотрудничает – художников, сценаристов, режиссеров.
Соответствующее положение дел спровоцировало очередную попытку законодательного регулирования “сиротских” произведений – по поручению Правительства РФ Минкультуры РФ был подготовлен проект Федерального закона “О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации” (подготовлен Минкультуры России 17 марта 2021). В случае принятия законопроекта будет регламентирован порядок правомерного использования отдельных видов произведений и объектов смежных прав, в отношении которых установить авторов или иных правообладателей в целях получения предварительного разрешения на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности крайне затруднительно. Представляя новый законопроект, руководитель нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова объяснила, в ГК РФ будет введен термин, обозначающий, что “сиротское” произведение – это объект авторского права, правообладатель которого неизвестен или неизвестно его местонахождение, после проведенного поиска автора. “Сиротские” произведения может свободно использовать лицо, которое первым заявит о нем и произведет поиск автора. В случае, когда автор не будет найдет, такое произведение будет включаться в реестр, и за использование нужно будет вносить плату, которая будет зависеть от способа использования, добавила эксперт.
Необходимость законодательного регулирования введения в оборот “сиротских” произведений обсуждается экспертным сообществом уже давно. Так, еще в 2016 году на тематическом мероприятии Президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Иван Засурский высказывал свое мнение о том, что политика жесткой охраны контента не является продуктивной1. Директор Российской книжной палаты Елена Ногина подчеркивала, что вопрос создания реестров общественного достояния и “сиротских” произведений назрел уже давно. Доработанный текст законопроекта, регулирующего механизм управления “сиротскими” произведениями, был подготовлен Минкомвязью России еще в ноябре 2015 года. Законопроект предлагал внести изменения в четвертую часть Гражданского кодекса, добавив статью о реестре произведений, признанных “сиротскими”. Однако, на сегодняшний день в России до сих пор нет законодательных положений о “сиротских” произведениях.
Примечательно, что в ЕС такой вопрос частично урегулирован – Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 г. содержит определенные правила использования произведений, не определяемых по субъекту авторского права. Однако, положения применяются только к публичным организациям, использующим такие произведения в общественно полезных целях (например, к библиотекам, архивам, образовательным организациям). В связи с этим вопрос с использованием “сиротских” произведений в коммерческих целях остается неурегулированным и в ЕС.
Несмотря на то, что вопрос о правовом статусе “сиротских” произведений стоит достаточно остро, до сегодняшнего момента вопрос о возможности использования произведений с неизвестным автором остается нерешенным: по общему правилу для использования произведения требуется согласие правообладателя (в соответствии с ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Свободное использование произведений – однако, с обязательным указанием имени автора и источника заимствования – допускается в случаях, определенных законом (ст. 1273-1974 ГК РФ). Так, допускается свободное использование в научных, учебных, информационных и культурных целях, при этом для каждого способа использования применяются определенные нюансы, которые следует учитывать. Для “сиротских” произведений такой способ является единственным возможным с точки зрения закона, при этом такое использование влечет определенный риск в случае, если правообладатель объявится. Соответствующее разъяснение содержит единственный в России акт органов власти, который частично регулирует проблему “сиротских” произведений – Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов (утв. Росархивом). Документ также содержит рекомендации для архивов воздерживаться от использования таких произведений, однако разрешать доступ читателям в читальном зале архива. Как объясняет Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”, в России на сегодняшний день, согласно статье 1275 ГК РФ, возможно свободное использование такого рода произведений общедоступными библиотеками и архивами посредством изготовления единичных копий (в том числе в электронном виде), но с определенным ограничениями: доступ к таким произведениям возможен только в помещении библиотеки или архива и при условии исключения возможности дальнейшего изготовления копий таких произведений в электронной форме.
Мнения экспертов юридического сообщества по вопросу законодательного регулирования порядка использования орфанных произведений в общем положительные. Так, Ксения Даньшина считает, что предложенная Минкультуры процедура поиска автора и последующей регистрации “сиротских” произведений призвана наилучшим образом соблюсти баланс интересов в этой области. С учетом возрастающих темпов цифровизации такое упорядочивание соответствующих отношений позволит открыть для широкой публики большой объем ранее недоступных литературных, музыкальных, фотографических и иных произведений, во многих случаях представляющих собой объекты исторического и культурного наследия. Однако эксперт замечает, что согласно заявлениям представителей Минкультуры, предполагается три разрешенных способа использования “сиротских” произведений: воспроизведение, распространение экземпляров и доведение до всеобщего сведения. Такой закрытый перечень возможных способов использования может излишним образом ограничить общественно полезное использование таких произведений, например, исключена переработка произведения, считает эксперт.
При этом вопрос использования “сиротских” произведений коммерческими организациями в российском законодательстве на сегодняшний день не урегулирован, что создает значительные сложности с использованием таких произведений, в частности, препятствует созданию на их основе производных произведений, считает Ирина Косовская. Предложенный Минкультуры законопроект представляет собой попытку урегулировать существующую проблему.
МНЕНИЕ
Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”:
“На мой взгляд, внесение указанных изменений в ГК РФ целесообразно, поскольку это позволит нивелировать риски коммерческих организаций (пользователей) быть привлеченными к ответственности за незаконное использование произведений в том случае, если автор или иной правообладатель такого “сиротского” произведения неожиданно найдется. Более того, это позволит ввести в гражданский оборот те произведения, которые до этого, по сути, “лежали на полке и ждали своего часа”. На различных конференциях неоднократно озвучивались проблемы, связанные с тем, что большой “архив” ценных “сиротских” произведений не востребован по одной простой причине, что потенциальные пользователи боятся возможных санкций со стороны объявившихся правообладателей.
Другой вопрос, как будет рассчитываться размер компенсационного вознаграждения специально уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти, насколько автору (иному правообладателю) будет сложно оказать принадлежность ему исключительных прав на “сиротское” произведение. Но это больше вопрос к правоприменителям. Безусловно, все это нужно будет тщательно продумать и прописать в соответствующем подзаконном акте с учётом интересов всех сторон (как автора (правообладателя), так и пользователя). Здесь очень важно изучить, в частности, европейский опыт применения Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 года, который был накоплен почти за десятилетие ее существования. Целесообразным было бы также прописать, что будет происходить с компенсационным фондом, если он так и не будет востребован автором (иным правообладателем) до момента истечения срока действия исключительных прав на произведение и как этот срок следует рассчитывать, исходя из того, что не всегда можно достоверно узнать дату создания произведения”.
Невозможность добросовестного использования “сиротских” произведений заинтересованными лицами делает оправданной идею урегулировать режим таких произведений, считает Наталья Иванова, руководитель проектов “Гардиума”. Однако могут возникнуть потенциальные сложности в связи с несколькими аспектами. Так, например, открытым остается вопрос о методе поиска автора перед включением произведений в реестр – неясно также, что будет считаться достаточным поиском, после которого произведение признается “сиротским”. Более того, вопросы вызывает процедура исключения произведений из соответствующего реестра: какие доказательства авторства должно будет представить лицо, претендующее на отчисления в качестве автора произведения? Какой орган или организация будут отвечать за оценку таких доказательств? Также стоит вопрос о том, каким образом будет использоваться фонд вознаграждений за использование произведений, авторы которых так и не заявят о себе. Другим вариантом решения проблемы могло бы стать расширение перечня случаев свободного использования применительно именно к “сиротским” произведениям, считает Наталья Иванова. Однако, хотя такое решение проблемы имеет ряд преимуществ, оно повлечет за собой необходимость подробной проработки, а также выработки подходов судебной практики.
_____________________________
1 С материалами мероприятия Экспертного совета при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ можно ознакомиться на официальном сайте Экспертного совета при Правительстве РФ.