vladwel / Depositphotos.com
При рассмотрении вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки налоговые органы проводят комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Он помогает выявить налоговые риски, определенные концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).
До назначения проверки, как поясняет налоговая служба, налогоплательщику направляется уведомление о выявленных в ходе анализа ФХД рисках совершения нарушений налогового законодательства с приглашением в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств (письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № СД-19-2/141). Если налогоплательщик не явится в налоговую инспекцию и не представит уточнения или они будут недостаточны, то может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки.
Выездная проверка может быть приостановлена по ряду оснований, например, для истребования документов, получения информации от иностранных госорганов, проведения экспертизы и прочее (п. 9 ст. 89 Налогового кодекса). Но, как указывает ФНС России, проверка не может быть приостановлена по просьбе и по требованию проверяемого лица, так же как и не может быть перенесена дата начала проведения выездной налоговой проверки.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Проверяющие могут истребовать у налогоплательщика и его контрагентов документы и информацию, проводить допросы свидетелей, а также иные мероприятия налогового контроля. При этом само по себе проведение таких мероприятий, по мнению налоговой службы, не является налоговой проверкой и не подразумевает применения к налогоплательщику мер ответственности и ограничительных мер, предусмотренных налоговым законодательством, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.