Дайджест разъяснений Минфина России по учету объектов активов и обязательств: I полугодие 2020 года

Дайджест разъяснений Минфина России по учету объектов активов и обязательств: I полугодие 2020 года
pressmaster / Depositphotos.com

Вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском/ бюджетном учете тех или иных объектов, возникают у бухгалтеров учреждений каждый день. И ежегодно специалисты финансового ведомства отвечают на немалое количество таких вопросов. В очередном выпуске дайджеста разъяснений – не вошедшие в новостные выпуски письма Минфина России за 1 полугодие 2020 года по вопросам учета отдельных объектов активов и обязательств на балансовых и забалансовых счетах. Проверьте, все ли правильно учтено в вашем учреждении, ведь исправив ошибки в учете до прихода ревизоров, можно избежать штрафа по ст. 15.15.6 КоАП.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

 

Балансовые счета

1

Операции по уменьшению обязательств при уменьшении цены контракта, заключенного в текущем финансовом году в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (например, изменение существенных условий контракта, расторжения контракта), следует отражать в бюджетном учете на сумму уменьшения цены контракта следующими бухгалтерскими записями:

Дт 1 502 17 XXX и Кт 1 502 11XXX – методом “Красное сторно”;

Дт 1 501 13 XXX и Кт 1 502 17 XXX – методом “Красное сторно”.

Такой подход согласуется с порядком формирования Отчета (ф. 0503128).

Добавим, что теперь такие корреспонденции закреплены в обновленных Инструкциях №№ 162н, 174н, 183н. Подробнее об уточнении учета на счетах санкционирования читайте здесь (Письмо Минфина России от 25 марта 2020 г. № 02-06-05/23773).

2

Данные по кассовым поступлениям доходов, исполненные через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению, а также при проведении операций по приему оплаты товаров, работ, услуг с использованием расчетных/ дебетовых банковских карт через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражаются в графе 6 раздела “Доходы учреждения” Отчета (ф. 0503737), на основании аналитических данных по видам доходов, отраженных на забалансовых счетах 17 “Поступления денежных средств”, открытых к счетам 201 21, 201 23, 201 26 и 201 27. Вместе с этим отражение операций по поступлению/ зачислению на лицевой счет учреждения сумм полученных через платежный терминал платежей в разделе 3 Источники финансирования дефицита средств учреждения” Отчета (ф. 0503737) осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции № 33н (Письмо Минфина России от 16 апреля 2020 г. № 02-07-10/30504).

Нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного/ бухгалтерского учета и составление отчетности, не содержат положений о соответствии показателей Отчета (ф. 0503737) и казначейским Отчетом об операциях со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (ф. 0531342).

3

Первоначальной стоимостью объектов НФА признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление/ создание. По мнению Минфина России, услуга по гарантийному обслуживанию для приобретаемого объекта основного средства предоставляется покупателю изготовителем или продавцом по факту приобретения объекта основных средств и, следовательно, расходы, осуществляемые при приобретении, подлежат отражению в бухгалтерском/ бюджетном учете учреждения в составе фактических вложений по приобретению объектов основных средств (Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. № 02-06-05/37484).

4

В соответствии с положениями Порядка № 209н, на подстатью 176 “Доходы от оценки активов и обязательств” КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в том числе от участия в капитале. Учитывая это, положительную/ отрицательную разницу между суммой вложений и стоимостью акций необходимо отражать по кредиту/ дебету счета 0 401 10 176 “Доходы от оценки и обязательств” (Письмо Минфина России от 15 мая 2020 г. № 02-06-10/40059).

Добавим, соответствующие изменения уже внесены в Инструкции по учету. Об этом – в специальном Обзоре.

5

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” относит зимники к искусственным дорожным сооружениям. Положениями ОКОФ группировка зимников не определена. При этом объекты, рассматриваемые Законом вкупе с зимниками, отнесены ОКОФ к сооружениям. При этом положениями Инструкции № 157н установлено, что сезонные дороги относятся к материальным запасам. Но Закон не дает определения термину “сезонные дороги”. Учитывать такой объект на соответствующих счетах балансового счета 100 00 “Нефинансовые активы”следует исходя из его функционального назначения и комплектации с учетом положений отраслевого законодательства, а также Стандарта “Концептуальные основы…” и Инструкций по ведению учета (Письмо Минфина России от 18 июня 2020 г. № 02-06-10/52870).

6

Расчеты с конкурсными управляющими осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 573 и совместным приказом от 10 марта 2005 г. ФНС России, Минэкономразвития и Минфина России. Принятие денежного обязательства перед кредитором, не формирующего вложение в активы, в частности обязательства по выплатам перед конкурсным управляющим, отражается по дебету счета 401 20 и кредиту счета 302 00 (Письмо Минфина России от 18 июня 2020 г. № 02-08-05/52919).

7

Нормами Гражданского кодекса РФ предусмотрено отнесение к недвижимым вещам воздушных судов, подлежащих государственной регистрации. Согласно положениям Воздушного кодекса РФ беспилотное воздушное судно – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). В законодательстве однозначно не определена функция беспилотных воздушных судов военного назначения.

Принимая во внимание, что обособление учета беспилотных воздушных судов не предусмотрено НПА, регулирующими ведение бюджетного/ бухгалтерского учета и составление отчетности, данные объекты следует отражать на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 “Основные средства”, на которых отражаются пилотируемые воздушные суда аналогичного назначения (Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. № 02-07-10/57352).

 

Забалансовые счета

1

По мнению Минфина России, задолженность возможно признать безнадежной к взысканию в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным нормами Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, при соблюдении всех остальных условий, предусмотренных положениями БК РФ. В случае если в отношении задолженности, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового/ забалансового учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода / уменьшением резерва по сомнительным долгам – суммы отраженной на забалансовом счете 04 “Сомнительная задолженность” (Письмо Минфина России от 18 февраля 2020 г. № 02-05-10/12249).

2

Когда у учреждения отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем денежных средств или их эквивалентов в погашение/исполнение дебиторской задолженности, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива и, соответственно, такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов – признается сомнительной (Письмо Минфина России от 6 марта 2020 г. № 02-06-10/17162, Письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. № 02-07-05/54811).

Минфин России обращает внимание, что прекращение признания/ выбытие с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения денежных средств или полезного потенциала. При этом принятие такого решения не является основанием для прекращения действий по ее взысканию.

3

Если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и при этом основания для возобновления процедуры взыскания такой задолженности отсутствуют, то информация о ней на забалансовом счете 20 “Задолженность, невостребованная кредиторами” не отражается (Письмо Минфина России от 25 мая 2020 г. № 02-07-05/43271).

Списание задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии в порядке, установленном:

для казенных учреждений – ГРБС; для бюджетных/автономных учреждений – учетной политикой.

Следует отметить, порядок отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения также устанавливается в рамках учетной политики.

4

Включение в Рабочий план счетов забалансового счета 29 “Представленные субсидии на приобретение жилья” и определение порядка его использования является компетенцией субъекта учета – органа власти или учреждения. Обязанность по отражению информации о социальных выплатах, предоставленных на строительство или приобретение жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, на счете 29 возникает только в случае если такое решение принято руководителем органа/ учреждения учета и вытекает из положений учетной политики (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-06-10/47417).

Источник: garant.ru