lianna_s / Depositphotos.com
Росздравнадзор опубликовал перечень НПА, содержащих обязательные требования, исполнение которых чиновники ведомства будут оценивать в ходе надзорных мероприятий (в рамках лицензионного контроля, госконтроля качества и безопасности меддеятельности, надзора в сфере обращения лекарств и т.д.), в том числе и чтобы привлечь к административной ответственности тех лиц, которые данные обязательные требования не исполнили (Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования … (утв. Росздравнадзором, январь 2021 г.).
В перечне 652 позиции, однако использовать этот перечень в обычной практике будет затруднительно:
перечень представляет собой огромную и низкоэргономичную таблицу, ориентироваться в которой чрезвычайно тяжело; вызывает ряд вопросов сама “комплектация” нормативно-правовыми актами. Например, в перечень (от января 2021 года) включены утратившие силу акты (позиция № 5 “Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 119 о допуске к мед- и фармдеятельности лиц с иностранным мед-, фармобразованием”, позиция № 16 “Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 877 о Перечне работников, для которых обязательно ВИЧ-тестирование при проведении предварительных и периодических медосмотров” и другие утратившие силу документы). А еще в перечень включены Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2017 и 2018 годы, необходимость обязательного исполнения которых в 2021 году не так очевидна. При этом более “свежих” аналогичных Программ – на 2019, 2020 и 2021 годы, – в Перечне нет. Еще один вопрос – к КоАП РФ; он включен в перечень один раз (занимает почетное первое место), в графе “реквизиты структурных единиц” перечислены нормы об ответственности за работу без лицензии, работу с нарушением лицтребований и за неисполнение предписания, а также (зачем-то) некоторые процедурные. А, например, норм об обороте фальсифицированных лекарств в этой графе нет. Но значит ли это, что Росздравнадзор не отреагирует на такое нарушение?; наконец, Росздравнадзор не стал, по какой-то причине, указывать коды ОКВЭД адресатов обязательных требований, собранных в перечне, хотя Правительство РФ требует именно этого. Таким образом, “уточнить” требования по своему коду ОКВЭД не получится, придется, все-таки, полагаться на правосознание.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Отметим, однако, что недочеты в оформлении перечня сами по себе большого значения не имеют: если обязательное требование в законодательстве есть, а в Перечне – нет, это не освободит нарушителя ни от проверки, ни от наказания.