Могут ли итоги встречной проверки в учреждении стать поводом для штрафа?

Могут ли итоги встречной проверки в учреждении стать поводом для штрафа?
© dianaduda / Фотобанк Фотодженика

Из бюджета субъекта РФ муниципальному образованию выделили субвенцию, из средств которой профильное управление перечислило подведомственным учреждениям субсидии.

Когда региональный орган финконтроля организовал камеральную проверку использования муниципалитетом указанного МБТ, в учреждениях – получателях субсидий были проведены встречные проверки. И, как выяснилось, учреждения допустили нецелевое расходование средств регионального бюджета. Ревизоры оштрафовали учреждения по ст. 15.14 КоАП.

В суде учреждениям удалось оспорить штрафы. При рассмотрении каждого из дел судьи напомнили, что согласно нормам Бюджетного кодекса предметом встречной проверки не может являться финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка. Цель встречной проверки – выявить или подтвердить факты, связанные с деятельностью объекта контроля. Учреждения же в данном случае не были объектами контроля. Орган ВФК превысил свои полномочия. При таких условиях сбор доказательств нецелевого использования средств был проведен с нарушением закона, а значит, штрафовать учреждения за “нецелевку” ревизоры не имели права.

Напомним также, что Минфин России в таком же ключе высказывался по поводу результатов встречных проверок. По мнению ведомства, в случае выявления нарушений по результатам встречных проверок органами ВФК представления и предписания объектам встречных проверок направляться не должны. Встречные проверки проводятся в целях установления и/или подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. В этой связи вопросы, не связанные с предметом камеральных проверок или выездных ревизий, в рамках которых проводятся встречные проверки, не относятся к компетенции органов ВФК. Если в ходе проведения встречных проверок выявлены нарушения, связанные с деятельностью объекта контроля, орган ВФК должен направить ему представление и/или предписание с требованием об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, а также о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе путем проведения претензионной работы в отношении объекта встречной проверки (Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2022 года № Ф02-1263/22, от 27 апреля 2022 г. № Ф02-1256/22, № Ф02-1336/22, № Ф02-1272/22, от 4 апреля 2022 г. № Ф02-956/22).

Источник: garant.ru