boggy22 / Depositphotos.com
С 1 июля текущего года органы финнадзора осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с федеральными стандартами ВФК. На сегодняшний день, напомним, внедрено семь таких стандартов. В Минфин России всегда поступало много вопросов по тематике ВФК, а в первые месяцы проведения контрольных мероприятий по стандартизированным правилам их стало еще больше. Разъяснения по ситуациям, рассмотренным ведомством в июле-сентябре 2020 года, читайте здесь.
В нашем нынешнем дайджесте – краткий обзор писем Минфина России по вопросам ВФК, поступившим в октябре-декабре 2020 года:
1
Согласно положениям Закона № 44-ФЗ органами ВФК осуществляется контроль, в том числе в отношении определения и обоснования начальной/ максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, начальной цены единицы товара, работы, услуги (Письмо Минфина России от 14 октября 2020 г. № 02-09-09/90036).
Летом 2020 года в ст. 306.1 Бюджетного кодекса внесены изменения: из установленного перечня бюджетных нарушений исключены нарушения законодательства в части планирования, обоснования закупок товаров, работ, услуг. Нарушение требований к определению и обоснованию цены контракта не влечет за собою нецелевое использование бюджетных средств, но может повлечь за собой причинение ущерба публично-правовому образованию. Тогда орган ВФК направляет объекту контроля предписание с требованием о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
2
В связи с отменой такого метода осуществления ВФК как санкционирование операций, из органов ВФК исключены финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольная деятельность ведется Федеральным казначейством, органами власти субъектов РФ и органами местных администраций. При этом ВФК может осуществляться как отдельным органом власти субъекта РФ/ муниципального образования, так и его структурным подразделением, на которое возложены соответствующие полномочия (Письмо Минфина России от 15 октября 2020 г. № 02-09-07/90306).
3
Муниципальные органы ВФК, установившие в ходе контрольного мероприятия нарушения в части использования бюджетных средств, за совершение которых могут быть применены бюджетные меры принуждения, по мнению Минфина России, должны направить информацию об указанных нарушениях в орган государственного финансового контроля (Письмо Минфина России от 16 октября 2020 г. № 02-09-07/90568).
4
Срок направления объекту контроля копии приказа/ распоряжения органа ВФК о назначении контрольного мероприятия составляет 24 часа до даты начала контрольного мероприятия. Соответственно, если контрольное мероприятие начинается, например, 07 октября 2020 г., то копия приказа/ распоряжения должна быть направлена не позднее 05 октября 2020 г. включительно. Если указывается конкретное время начала контрольного мероприятия, например, 14:30 час. 07 октября 2020 г., то копия указанного приказа/распоряжения направляется объекту контроля не позднее 14:30 час 6 октября 2020 г. (Письмо Минфина России от 22 октября 2020 г. № 02-09-09/92144).
5
В настоящее время предусмотрены следующие механизмы для осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств:
финансовые органы осуществляют внутренний финконтроль, проверяя соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств при исполнении бюджета по расходам на этапе санкционирования оплаты денежных обязательств. Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, территориальные органы Казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств; Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы осуществляют внешний финконтроль; информация о результатах работы органов финансового контроля размещается на официальных сайтах Счетной палаты (http://audit.gov.ru/) и Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru/), а также официальных сайтах органов госфинконтроля субъектов РФ и муниципальных образований; в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетной системе РФ создана и продолжает развиваться государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами “Электронный бюджет” (Письмо Минфина России от 10 ноября 2020 г. № 02-09-09/97925). 6
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса органы ВФК направляют копии представлений и предписаний:
ГАБС; органам-учредителям; иным органам и организациям.
Стандарт “Реализация результатов проверок, ревизий и обследований” предусматривает, что орган ВФК одновременно с направлением объекту контроля представления, предписания направляет их копии:
ГРБС, если объект контроля ему подведомственен; органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения (Письмо Минфина России от 11 ноября 2020 г. № 02-09-09/98213). 7
Стандарт “Реализация результатов проверок, ревизий и обследований” предусматривает,что неисполнение объектом ВФК предписаний органов ВФК о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба (Письмо Минфина России от 11 ноября 2020 г. № 02-09-09/98212, Письмо Минфина России от 20 ноября 2020 г. № 02-09-09/101397, Письмо Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 02-09-09/104367).
8
Стандарт “Реализация результатов проверок, ревизий и обследований” устанавливает порядок и сроки направления органами контроля представлений и предписаний, а также порядок их обжалования:
в досудебном порядке – в соответствии со Стандартом “Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц”; в судебном порядке по правилам, установленным законодательством (Письмо Минфина России от 23 ноября 2020 г. № 02-09-09/102530). 9
Минфином России разработаны поправки в отдельные стандарты внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля, обусловленные анализом правоприменительной практики. Кроме того, ведомством создана Рабочая группа по вопросам совершенствования методологии осуществления ВФК, в состав которой входят представители органов контроля – органы исполнительной власти субъектов РФ (Письмо Минфина России от 23 ноября 2020 г. № 02-09-07/101929).
10
Стандарт “Реализация результатов проверок, ревизий и обследований” устанавливает порядок информирования объекта ВФК о принятых решениях.
Акт проверки, возражения объекта контроля на акт проверки, а также иные материалы подлежат рассмотрению руководителем органа контроля или его заместителем, который принимается решение о наличии или об отсутствии оснований:
для направления представления / предписания объекту контроля; для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные госорганы; для назначения внеплановой выездной проверки (повторной) (Письмо Минфина России от 24 ноября 2020 г. № 02-09-09/102655).
Конкретный порядок рассмотрения акта, заключения и иных материалов проверки может быть установлен ведомственным стандартом органа контроля.
11
Поскольку понятие “неэффективное расходование бюджетных средств” законом не определено, то в целях определения эффективности следует руководствоваться правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и содержащими порядок или методику оценки эффективности расходования средств бюджета. При этом в случае если объект ВФК несогласен с предписанием органа ВФК, он вправе обжаловать предписание (Письмо Минфина России от 26 ноября 2020 г. № 02-09-07/103225).
12
Стандартом “Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов” установлено право объектов контроля на обжалование акта (заключения), составляемого по результатам контрольного мероприятия, в течение 15 рабочих дней со дня его получения,путем предоставления письменных замечаний, возражений, пояснений (Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 02-09-09/103987).
13
В силу положений Стандарта “Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля” если руководитель органа ВФК принимает управленческие решения, касающиеся исполнения бюджета, финансово-хозяйственной жизни органа контроля, а также деятельности по осуществлению ВФК, то он не может являться объектом ВФК. вместе с тем он имеет право организовывать независимые экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий. При этом специалисты-эксперты привлекаются в рамках контрольных мероприятий только для проведения экспертиз, по результатам которых составляют экспертное заключение, прилагаемое к акту, и соответственно не могут быть привлечены для осуществления ВФК на постоянной основе под руководством руководителя органа ВФК (Письмо Минфина России от 3 декабря 2020 г. № 02-09-07/106844).
14
Включение органами контроля требования о проведении объектом контроля – казенным учреждением экспертизы, по результатам проведения которой будут приняты меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и/или возмещению причиненного вреда, неправомерно, так как отсутствие средств на проведение экспертизы в бюджетной смете может привести к возникновению рисков признания такого расхода нецелевым (Письмо Минфина России от 9 декабря 2020 г. № 02-09-07/107827).
15
Согласно требованиям Стандарта “Реализация результатов проверок, ревизий и обследований”, Казначейство, как орган внутреннего контроля, в порядке, установленном ведомственным стандартом, направляет представления/предписания объекту контроля, а копии указанных документов – учредителю. При этом взаимодействие территориальных казначейских органов с органами исполнительной власти и иными ГРБС по доведению представлений/предписаний и их копий, осуществляемое через центральный аппарат Федерального казначейства, не противоречит требованиям Стандарта (Письмо Минфина России от 09 декабря 2020 г. № 02-09-06/1/107705).
16
16.1. Порядок и сроки рассмотрения органами ВФК обращений граждан, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, не связанных с исполнением ими полномочий по внутреннему финансовому контролю, регулируются положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” о порядке рассмотрения обращений граждан.
16.2. В соответствии с положениями БК РФ, органы ВФК уполномочены осуществлять в отношении объектов контроля как предварительный, так и последующий контроль (Письмо Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 02-09-09/112251).
17
В соответствии с со Стандартом “Права и обязанности должностных лиц. при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля” должностные лица органа ВФК имеют право назначать экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий с привлечением независимых экспертов, специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля. При этом необходимо проверить наличие у привлеченных лиц специальных знаний, опыта и квалификации и пр. В случае отсутствия одного из необходимых условий, должностные лица органа ВФК не вправе допускать такого специалиста к участию в контрольном мероприятии (Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. № 02-09-07/114330).
18
По мнению Минфина России, в случае выявления нарушений по результатам встречных проверок органами ВФК представления и предписания объектам встречных проверок не направляются (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-09-07/116174).
Встречные проверки проводятся в целях установления и/или подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. В этой связи вопросы, не связанные с предметом камеральных проверок или выездных ревизий, в рамках которых проводятся встречные проверки, не относятся к компетенции органов ВФК.
В случае выявления в ходе проведения встречных проверок нарушений, связанных с деятельностью объекта контроля, орган ВФК направляет объекту контроля представление и/или предписание, содержащие требования об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, а также о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе путем проведения претензионной работы в отношении объекта встречной проверки.
19
Органами ВФК финансовый контроль может осуществляться как в отношении средств бюджета, т.е. ГРБС, предоставляющего субсидию, так и в отношении средств, предоставленных из бюджета, т.е. получателей субсидий, в т.ч. бюджетных и автономных учреждений.
В этой связи органу ВФК при организации контрольного мероприятия, в том числе в части определения объектов контроля, необходимо учитывать положения правовых актов, являющихся основанием для предоставления средств бюджетов, в том числе в части соблюдения положений соглашений о предоставлении указанных средств (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-09-09/116795).
20
Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов ВФК, предусматривающие в том числе форму отчета о результатах контрольной деятельности, а также порядок его представления и опубликования, установлены Стандартом “Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности”. Отчет о результатах контрольной деятельности органа ВФК и пояснительная записка к нему представляются вышестоящему органы ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, на бумажном носителе и/или в электронной форме.
В случаях, предусмотренных федеральными стандартами, органы ВФК могут издавать ведомственные правовые акты/стандарты, обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному/ муниципальному финансовому контролю, однако возможность определения таким ведомственным актом должностного лица, которому представляется Отчет, не предусмотрена (Письмо Минфина России от 31 декабря 2020 г. № 02-09-07/116837).